Сегодня я традиционно отмечаю день программиста. Потому что именно 5 сентября я первый раз оказался за ЭВМ ))…По этому поводу я решил отметить этот день выпуском первого урока программирования под Android. Прежде чем начать, вынужден сказать, что крайне желательно чтобы ваш компьютер был на базе процессора Intel. Дело в том, что виртуальная среда, где будут происходить запуски приложения, оптимизирована именно под эти процессоры. Информации о том, что процессоры AMD тоже оптимизированы, у меня нет (раньше такого не было). Как это произойдет, я уберу эту ремарку из этого урока. Если же у вас AMD процессор, то самым оптимальным будет использовать для тестов непосредственно ваш мобильный телефон, который необходимо переключить в режим откладки, подключить кабель к компу, и Android Studio должно успешно понять его. Некоторые телефоны и планшеты не могут быть опознаны, в этом случае нормальная комфортная разработка невозможна, нужно что-то делать с вашим железом. Дальнейшая настройка и уроки будут идти исключительно в контексте виртуальной среды.
Всё начинается с простого скачивания Android Studio на свой ПК по этой ссылке:
Download Android Studio & App Tools – Android Developers
где кликаем по кнопке “Download Android Studio”.
Через некоторое время, когда файл будет скачан, браузер запустит его сам, либо вы должны его запустить вручную (тут всё зависит от ваших персональных настроек безопасности). Установка особо ничем не примечательна, по этому все некстим (ставим программу кликанием по кнопкам “Next” и “ОК”). На этом этапе нам нужно как можно быстрее всё поставить и попробовать сделать наше первое самое простое приложение. Когда всё завершится, мы окажемся перед выбором, что будем создавать.
При первом запуске студио у вас список будет пуст (это всё мои проекты).
Теперь нужно кликнуть кнопку “New Project” (Новый проект). Да, привыкайте, студио на английском, но особых неразрешимых трудностей это не вызовет, если хотя бы несколько раз ходили в школе на занятие иностранного языка. Откроется окно, которое будет уточнять у вас, что за проект вы хотите сделать. Но не торопитесь!
Это не тот выбор, который предлагается сначала, нужен другой.
Необходимо выбрать “Empty Views Activity”:
Это правильный выбор, который сейчас нужен
Всё дело в том, что эта среда разработки поддерживает два языка программирования Java и Kotlin. Мы будем делать проекты на Java. Google постоянно старается продвигать именно Kotlin, хотя лично я к этому не стремлюсь – просто не хочу делать в голове кашу из разного числа языков программирования. Дело в том, что Java Android, Javascript, Java Tomcat, C, PHP – это похожие по своему синтаксису языки, а Kotlin не похож на них. Не охота вводить диссонанс в голове. В общем, выбираем вариант указанный на картинке. Далее в новом окне даём название нашему приложению. Будем делать свою первую игруху на Android с названием “Быки и коровы”, но написать это нужно латинскими буквами. По этому чтобы не изобретать ещё один “Олбанский” язык, пишем название “Bulls And Cows App”, и убеждаемся, что проект будет на языке Java (поле Language):
По прошествии некоторого времени, когда комп прошуршит жёстким диском и выместит на экран все сообщения пользователю, которые он хотел сказать, появится окно похожее на это. Если что-то будет лишнее справа или слева, или снизу, то это пока можно будет скрыть:
А вот полезное окно слева с названием Structure лучше сразу открыть:
Кликая дважды мышью по элементам структуры, удобно переходить сразу на начало объявления соответствующих элементов кода. Когда проект большой, это удобно.
Одна из основных заповедей в работе на компьютере это “Не навреди!”. По этому первое время правильным будет примерно такой подход к кликанию мышью в Android Studio (это я утрирую):
Т.е. серьёзность понимаете? )).
Ну, шутки шутками, а всё-таки пока лучше в незнакомые опции не заходить. Сейчас задача запустить своё первое приложение. Как раз именно сейчас для этого уже всё и готово. Да, Android Studio сделал для нас Empty проект, т.е. пустой, с самым минимумом того чтобы создать приложение. Давайте сразу же и посмотрим что получилось от ничего не программирования. По этому нужно кликнуть в меню Tools->Device Manager:
Справа появится панель управления виртуальными устройствами (эмуляторы мобильного телефона и иных устройств):
При первом запуске панели список устройств будет пуст (это мой список устройств)
Теперь нужно создать новое устройство кнопкой “Create Device”, которая находится над этим списком. Далее опять всё некстим и океем не вдаваясь в подробности, просто проследив, что создаётся именно Phone (мобильный телефон), а не Андроид ТВ, планшет или ещё что. Другие параметры сейчас не так важны.
Далее посмотрите, что с выбором операционной системы:
Список операционных систем
Если кнопка “Next” доступна, то жмём на неё; это значит образ операционной системы уже установлен вместе со Studio, если не доступна, то слева будет значок скачивания. Посмотрите внимательно на этот список, который на скрине – у Pie (активная строка) нет такого значка потому что она уже скачана и кнопка “Next” доступна, а у других есть – они ещё не скачаны. Качать все сразу смысла нет, они занимают достаточно много места, а использоваться будут в работе только несколько. По мере надобности можно потом скачать. В следующем окне тоже особо ничего пока не нужно и нужно нажать “Finish”.
Будет создано ваше первое виртуальное устройство.
Теперь необходимо убедиться, что устройство с этим именем находится в выборе запуска, и если не так, то сделать этот выбор (возможно у вас будет другое название):
Выбор конфигурации виртуального устройства для запуска
После выбора нужно кликнуть по кнопке с зеленой стрелкой вправо, находящейся сразу справа от списка. Среда разработки какое-то время подумает, поделает всякие действия и в результате справа должно появиться что-то вроде этого:
Нижнее окно и окно менеджера устройств можно теперь свернуть и тогда это будет выглядеть так:
Вот ваш виртуальный мобильник, который практически тот же, что и был бы реальный, тоже с установленной системой Android (помните версии образов на скачивание, у меня была Pie – Android 9). И да, вот о чём я писал в этой статье
Начало программирования вообще с нуля
про философию “”Hello, world!”. Благодаря этой надписи на экране вашего виртуального мобильника мы хорошо теперь знаем, что виртуальная среда настроена правильно, среда разработки настроена правильно, программа написана без ошибок (конечно же, мы ведь в ней ничего не меняли ещё), и вообще всё круто,- вы всё сделали правильно!
Теперь нужно перейти вот сюда (развернуть) и кликнуть двойным кликом по MainActivity.xml (если вы вдруг случайно закрыли эту вкладку):
После этого смените подвкладку на “Code” (скорее всего изначально будет открыта “Design”):
Замените надпись “Hello, world!” на “Привет, мир!” и снова перезапустите своё приложение кнопкой с зеленой стрелкой (кнопкой “Run”), которая может теперь быть завёрнутой стрелкой (см.далее):
Завернутая стрелка кнопки Run. Означает не запустить приложение, а перезапустить приложение. Фактически тоже самое, только в обновленном виде.
Должно получиться вот так:
Поздравляю! Теперь вы стали программистом под Android. И хотя программа ваша слишком проста, вы уже программист, просто находитесь с самом начале профессионального пути. Насколько написанный вами дальше код будет сложен и многогранен, зависит только от вашей фантазии, творчества и желания!
Задание по уроку:
1. Попробуйте самостоятельно найти в иерархии проекта (Панель слева “Project”) место, где хранится название вашего приложения. Замените его на название на русском “Быки и коровы”
2. В виртуальном мобильном телефоне удалите установленное это ваше приложение и переустановите заново с новым именем. Добавьте на этом виртуальном устройстве в интерфейсе системы русский язык чтобы всё было так, как-будто язык Андроида русский (это делается через обычные стандартные настройки языка). Это скорее больше задания как для пользователя мобильного телефона, но умение этого будет необходимо в дальнейшем.
Если всё получилось как нужно – молодцы! Если нет, давайте разберёмся что не так.